Иегова.ру

Информация

 Знамения времен

Знамения Времен

Дуглас Т. Харрис

«Скажи нам, когда это будет, и что будет признаком твоего присутствия и завершения системы вещей?» Иисус сказал им в ответ… (Мф. 24:3-4 НМ)

Интересно, по сколько раз в день Свидетели Иеговы читают этот и другие подобные стихи на порогах домов? Они с горячностью будут убеждать Вас, что признаки, названные Иисусом, доказывают, что Он вернулся в 1914 году, и что теперь мы живем в последние времена, а Армагеддон вот-вот должен начаться.

Главное послание на конгрессе в Твикенхеме в 1985 году называлось «Что времена и сроки говорят нам о Божием календаре и нашем месте в истории?» Ответом на этот вопрос было следующее:

Намерения Иеговы не могут быть просрочены или отменены… мы находимся уже очень близко к концу последнего дня… все факты указывают на то, что мы уже почти у конца этой системы вещей… события, от которых содрогнется земля, произойдут в ближайшем будущем… пришло время упразднить все религиозные системы и эту систему вещей… Знамения, указывающие на это… частота войн… усиливающийся голод… бедность… преступность.

Это всего лишь повторение того, что Общество Сторожевой Башни снова и снова повторяло в своих журналах и книгах. Они ссылаются на данные статистики и факты, которые, вроде бы, подтверждают их правоту, и, конечно же, это звучит вполне убедительно для среднего Свидетеля. Однако нет ли фактов, которые идут вразрез со столь смелыми утверждениями?

Прежде всего, я верю в то, что мы живем в последние времена, и что признаки, перечисленные в 24-й главе Ев. от Матфея и других библейских отрывках, становятся все более очевидными. Но вопрос, на который я хочу найти ответ, гораздо конкретнее: показывают ли эти знамения, как утверждает Общество Сторожевой Башни, что Иисус Христос вернулся в 1914 году?

«Насмешники могут издеваться, говоря, что войны, голод, землетрясения и прочее уже не раз случались в истории человечества. Но такие события обретают особую значимость, когда они происходят все вместе.… Подумайте о следующем: война, которая разразилась в 1914 году.… За 1-й Мировой войной последовал один из самых страшных периодов голода… Эпидемия «испанки» в 1918 году… Частота крупных землетрясений.… И среди всего этого… возвещение благой вести по всему миру… Исследователи Библии все яснее видели, как перед их взором раскрываются детали совокупного знамения.… Стало очевидным… Христос воцарился в 1914 году…» (Survival Into a New Earth, 1984, с. 22-23, 25).

Мы рассмотрим некоторые из перечисленных признаков и сверимся с источниками, на которые ссылаются сами Свидетели Иеговы.

Землетрясения

С 1914 года было больше крупных землетрясений, чем когда бы то ни было в записанной истории. В течение более 1000 лет, от 856 года н. э. до 1914 года, было 24 крупных землетрясения, явившихся причиной смерти 1 973 000 людей. Но за 63 года, от 1915 до 1978 года, в 43 крупных землетрясениях погибло 1 600 000 человек (Ты можешь жить вечно в раю на земле [1989], с. 151).

В 1983 году, прочитав процитированное вышеупомянутое издание Сторожевой Башни, я отослал нескольким специалистам по изучению землетрясений письмо, в котором привел эту цитату и задал четыре вопроса:

  1. Согласуется ли это утверждение с Вашими данными?
  2. Можно ли объяснить рост числа зарегистрированных землетрясений в последнее время появлением более совершенных исследовательских центров, таких как Ваш?
  3. Наблюдалось ли после 1914 года, по Вашим данным, повышение сейсмической активности?
  4. Может ли рост плотности земного населения быть причиной того, что сегодня от землетрясений погибает больше людей?

Ниже приведены два ответа, которые я получил на свой запрос. Первый пришел из Японии, из Отдела по исследованию землетрясений при Токийском Университете:

  1. Нет. Почти невозможно дать ответ, основанный на достоверных данных по землетрясениям во всем мире, поскольку таких данных просто нет.
  2. Да.
  3. Нет. Увеличилось число зарегистрированных землетрясений, но мы не можем сказать, что возросла сейсмическая активность.
  4. Ответа не было.

Второй ответ пришел из Международного Сейсмологического центра в Ньюбери, Великобритания:

  1. В целом, я бы не согласился с этой цитатой… Землетрясение, унесшее больше всего жизней, произошло в Китае в 1556 году, тогда погибло 850 000 человек. Учитывая это, цифра, которую Вы называете для периода до 1914 года, представляется слишком скромной.
  2. Инструментальные записи начали вестись лишь на грани ХІХ-ХХ веков.
  3. Нет абсолютно никаких сейсмологических данных, которые убедили бы нас в том, что начиная с 1914 года было высвобождено больше сейсмической энергии, чем за любой сравнимый период в прошлом.
  4. Учитывая население планеты, этот довод представляется очень серьезным. Я полагаю, что с библейских времен население мира выросло в 100 раз, да и плотность населения стала выше.

Если Вы прибавите к этому обобщение таблиц, приведенных на с. 119-141 работы Seismicity of the Earth Гутенберга и Рихтера, изданной в 1949 году, Вы обнаружите, что за 11 лет после 1914 года сейсмическая активность снизилась на 37% по сравнению с 11 годами, предшествовавшими 1914 году. Даже Свидетели Иеговы, вероятно, об этом знают, поскольку в своем справочнике Aids To Bible Understanding (1971) на с. 478 они писали:

С 1914 г. н.э., а особенно с 1948 г., произошел рост числа землетрясений, в особенности крупных.

И действительно, поскольку точные сейсмологические данные были доступны лишь за период менее 80 лет, я полагаю, что Общество Сторожевой Башни ничем не может подтвердить цифры, на которые оно ссылается.

Количество войн

Начиная с апреля 1983 года, в журнале «Сторожевая башня» печатались статьи с ответом на вопрос «Живем ли мы в последнее время?» И, конечно же, в подтверждение своих слов Общество ссылалось на знамения. О войнах говорилось следующее:

Таким образом, «войны и военные слухи» не будут чем-то новым для мира… Для того, чтобы иметь… особое значение… они должны выделяться чем-то особенным.… Видели ли мы подобную войну? Да, видели, и начало ее пришлось на поколение 1914 года… Куинси Райт в книге A Study of War пишет: «По меньшей мере, 10% смертей в современной цивилизации можно прямо или косвенно отнести за счет войны» (Сторожевая башня, 1 апреля 1983, сс. 4, 6).

По мнению Общества Сторожевой Башни, после 1914 года количество войн и их частота явно возросли, и это является еще одним знамением, указывающим на воцарение Христа в 1914 году. Но подтверждается ли это фактами? Я процитирую источник, с которым Общество Сторожевой Башни, очевидно, согласно — книгу Куинси Райта A Study of War:

Условия, имеющие отношения к войне, претерпели с 1942 года более радикальные перемены… чем в любой другой равный период человеческой истории.… С 1942 года война вышла на совершенно новый уровень потенциальной разрушительности» (с. 1501-1502).

Подводя итог 278 войн, имевших место с 1482 по 1941 год, Райт пишет:

Число войн в Европе сократилось с более чем 30 за полвека в ХVI и XVII столетиях до менее чем половины от этого числа в XIX и XX веках (с. 638).

Затем, перечисляя 15 величайших войн, произошедших между 1600 и 1941 гг., он отмечает:

Это обобщение показывает, что, за очень небольшим исключением, все величайшие силы того времени участвовали в каждой из этих всеобщих войн (с. 649).

Кроме того, на с. 651 Райт приводит обобщение, из которого следует, что с 1800 по 1850 г. произошла 41 война, с 1850 по 1900 — 48, а с 1900 по 1941 — только 24.

Приведенные цитаты, которые можно подтвердить и многими другими, показывают, что:

  1. 1. Поворотным моментом в военной истории был не 1914, а 1942 г.
  2. 2. Частота войн непосредственно после 1914 г. пошла на убыль.
  3. 3. Хотя в 1914 г. и произошла 1-я Мировая война, факты говорят о том, что все главные силы этого мира участвовали во всеобщих войнах, начиная еще с 1600 г.

Итак, слова Общества Сторожевой Башни о том, что частота войн указывает на воцарение Христа в 1914 г., снова оказываются бездоказательными.

Голод

Притом, что сельское хозяйство в последние годы добилось больших успехов, правда и то, что с 1914 года человечество стало свидетелем многочисленных случаев нехватки пищи (Сторожевая башня, 15 апреля 1983, с. 4).

Этими словами Общество Сторожевой Башни пытается показать, что голод также является знамением, указывающим на 1914 год. В своей статье они несколько раз ссылаются на книгу Дж. Боргстрема The Hungry Planet. Но в этой работе нет никаких конкретных указаний на 1914 год, и она отмечает лишь очень небольшой рост случаев голода после 1914 года в сравнении с предыдущим периодом. Но другие специалисты приводят гораздо более точные данные, как можно судить по этой цитате:

До 2-й Мировой войны голодающие сегодня нации были экспортерами зерна. К 1950-м годам они стали импортерами!.. Вплоть до 1957-59 гг. мир в целом был довольно хорошо обеспечен пищей. По сути дела, объем сельскохозяйственной продукции увеличивался несколько быстрее, чем количество ртов, которые требовалось накормить… потом рост начал замедляться. К 1958 году эти страны исчерпали запас сельскохозяйственных угодий» (William and Paul Paddock. Famine 1975! America's Decision: Who Will Survive? [1968], pp. 41, 44).

В своей книге Famine, изданной в 1981 году, на с. 22-24, Джон Робсон показывает, что в период с 1860 по 1914 год было девять крупных случаев голода, которые унесли жизни 23.850.000 человек, а с 1915 по 1973 год было тринадцать крупных случаев голода, но их жертвами стали лишь 20.037.400 человек. Кроме того, Робсон отмечает, что Первая мировая война не вызвала ни одного случая голода, зато Вторая — сразу два.

Что же из всего этого следует? Лишь то, что факты еще раз со всей очевидностью показывают: 1914 год не был поворотным моментом в истории голода, и никаких признаков, указывающих на тот год, не существует. По сути дела, за 60 лет после 1914 года от голода умерло примерно на 4.000.000 человек меньше, чем в предыдущие годы, а причиной массовой гибели людей голод стал не ранее, чем в конце 1950-х годов.

Проанализировав другие признаки, можно ясно продемонстрировать, что все эти бедствия — несмотря на то, что они продолжаются и сегодня, — не указывают на какую-то особую роль 1914 года.

Что говорит Писание?

До сих пор мы рассуждали только о цифрах и принципиальных сторонах данного вопроса. И хотя мы не нашли никаких подтверждений словам Общества Сторожевой Башни, нам все-таки нужно посмотреть, что говорит по этому поводу Писание.

Процитированный в начале статьи отрывок из Ев. от Матфея повествует о том, как ученики задали Иисусу вопрос, каким будет признак «Твоего пришествия» и «кончины века сего». Они просили назвать им один признак обоих событий. Разные ли это события? Общество Сторожевой Башни полагает, что разные. Они объясняют, что под «пришествием» следует понимать парусию Христа, т. е. Его незримое воцарение в 1914 году, а под «кончиной века сего» — великую последнюю битву Армагеддон, после которой на земле будет установлено царство Христа. Сейчас, по их мнению, мы живем в период «между» этих двух событий.

Основано ли это учение на Писании? Обратите внимание на несколько фактов.

Во-первых, нигде в 24-й главе Матфея или в параллельных текстах Марка и Луки Иисус не отделяет эти два события одно от другого.

Во-вторых, чтобы избежаьб ошибочных выводов, необходимо принять во внимание оттенки смысла некоторых греческих слов. Мы воспользуемся определениями Уильяма Эдви Вайна, автора «Толкового словаря новозаветных слов» (Vine's Expository Dictionary of New Testament Words). Пришествие Христа в 3-м, 27-м, 37-м и 39-м стихах 24-й главы Матфея обозначено греческим словом парусия. Оно означает «прибытие и дальнейшее пребывание». Мысль о «кончине века» в 3-м стихе той же главы выражена греческим словом сунтелейа, которое «обозначает завершение… это слово означает не прекращение, а достижение высшей точки». В Матфея 24:6, 13-14 понятие конца выражено греческим словом телос, которое означает «предел, по достижении которого вещь перестает быть тем, чем была прежде».

Держа в голове эти определения, давайте перефразируем некоторые стихи из 24-й главы Матфея и отметим несколько моментов применительно к учению Сторожевой Башни. Ученики спрашивают: «Каков будет признак Твоего присутствия с нами, и каковы будут события, которые приведут к этому моменту?» Они не спрашивали о признаках «незримого присутствия» Христа и «окончания нынешней системы вещей». По словам Иисуса (ст. 6), войны и другие бедствия еще не означают, что предел уже достигнут. Нам же нужно с терпением ожидать этого предела (ст. 13). И предел будет достигнут лишь после того, как Евангелие будет проповедано повсеместно.

Общество Сторожевой Башни не видит никакой разницы между понятиями «кончина» (греч. сунтелейя) и «конец» (греч. телос). Они говорят, что знамения начались с парусии Христа в 1914 году и прекратятся, когда настает «конец». Однако в 24-й главе Матфея Господь перечисляет события, которые приведут к Его пришествию и повлекут за собой конец. Иными словами, с точки зрения Общество Сторожевой Башни, все знамения произойдут после парусии Христа, тогда как Писание говорит, что эти знамения совершатся до Его парусии. Кому мы поверим?

27-й, 37-й и 39-й стихи 24-й главы Матфея — любимые тексты Сторожевой Башни. Они начинают с того, что объясняют «пришествие» (греч. парусия) Господа, упомнутое в 3-м стихе, как Его невидимое присутствие, начавшееся в 1914 году, а затем пытаются наложить это объяснение на остальные стихи. Между тем, Господь говорит, что Его пришествие будет подобно молнии, сверкающей от востока до запада, — нечто подобное однажды пережили современники Ноя, сгинувшие в водах потопа. Разве подходит под такое описание пресловутое «присутствие» Господа с 1914? Разве кто-то видел это присутсвие столь же явно, как увидел бы молнию, перечеркнувшую все небо, или воды потопа, обрушивающиеся на его голову? Такого рода события неминуемо обратили бы на себя внимание людей — а Обществу «Сторожевой Башни» потребовалось едва ли не 30 лет, чтобы только прийти к более или менее уверенномы выводу, что Христос «пришел» в 1914 году! Таким образом, слово парусия, которое во всех библейских текстах следует переводить последовательно, не может обозначать незримое присутствие Христа, начавшееся в 1914 году.

Важное замечание:

Мы оставляем за собой право не соглашаться во всех деталях с авторами публикуемых статей и материалов.

Центр Апологетических Исследований

1911866 Санкт-Петербург; а/я 100; Россия

© 2018 Центра Апологетических Исследований (ЦАИ) www.apologetika.ru / russia@apologetika.ru

© 2018 iegova.ru . При использовании материалов с сайта, ссылка обязательна

Приложение для Андроид «Христианская Апологетика» представляет собой основные разделы сайта Apologetika.ru. С помощью него вы можете ознакомится со всеми доступними материалами, а также, задать вопросы и получать ответы на них от сотрудников центра
Приложение для Андроид «Апологетическая Библия» представляет собой доступ к онлайн базе знаний христианской апологетики с подробными разъяснениями о культах и местах Писания