Иегова.ру

Информация

 Высшие власти

Свидетели Иеговы и «высшие власти»

Роджер ДеЛозиер

Свидетелей Иеговы учат видеть в своем руководстве, именуемом Руководящей корпорацией, «верного и благоразумного раба», раздающего Божьей семье «духовную пищу». Эти руководители выcтупают в роли Божьего «канала связи» и собственноручно одобряют и контролируют все учения, преподносимые Свидетелям Иеговы[1]. Однако учения Свидетелей Иеговы менялись на протяжении их истории. Если Бог открывает через них истину, и они являются Его каналом, как же они объясняют изменения в учениях Сторожевой Башни? Как истина может меняться?

Общество Сторожевой Башни утверждает, что Бог открывает свою истину постепенно. Его руководители ссылаются на Притчи 4:18, где говорится, что «стезя праведных, как лучезарное светило, более и более светлеет до верхней точки дня»[2]. Журнал «Сторожевая башня» от 15 марта 2000 г. объясняет эту мысль так: «В том, как Иегова дает знать своим служителям, что он намеревается совершить, видна большая забота и внимание. Он не открывает всю истину сразу — это было бы сравнимо с ослепительной вспышкой света, — а просвещает нас постепенно»[3]. Общество Сторожевой Башни утверждает, что поправки, вносимые в учение Свидетелей Иеговы, — это вовсе не изменения, и что их следует с радостью принимать как «новый свет», данный Богом.

Основатель Общества Сторожевой Башни, Чарльз Тейз Рассел, учил:

Если бы мы следовали за человеком, у нас, несомненно, все было бы по-другому; несомненно, одна человеческая идея противоречила бы другой, и то, что считалось светом год, или два, или шесть лет назад, считалось бы сегодня тьмой: Но в Боге нет ни изменений, ни тени перемен, и так же дело обстоит с истиной; всякое знание или свет, исходящие от Господа, должны быть подобны своему автору. Новый взгляд на истину никогда не может противоречить прежней истине. «Новый свет» никогда не гасит старый «свет», но усиливает его[4].

Однако в 1981 году «Сторожевая башня» пояснила:

Некоторым, однако может показаться, что эта дорога не всегда шла прямо вперед. Временами объяснения видимой организации Иеговы, казалось, содержали поправки к предыдущим точкам зрения. Но это было не так. Это можно сравнить с тем, что в мореходных кругах называют «лавированием». Управляя парусами, моряки могут направлять корабль влево и вправо, назад и вперед, но при этом приближаться к пункту своего назначения, несмотря на встречные ветра[5].

Один из примеров «нового света», который был «открыт» Свидетелям Иеговы их лидерами, затрагивает понимание 1-го стиха 13-й главы Послания к римлянам. Этот стих наставляет христиан «быть покорными высшим властям». Но кто же такие «высшие власти»? В разные времена Общество Сторожевой Башни предлагало своим последователям совершенно противоположные толкования этих слов.

В самом начале, под руководством Чарльза Тэйза Рассела, Общество учило, что высшие власти — это человеческие правительства. Затем, под руководством Джозефа Ф. Ратерфорда, Свидетели Иеговы переменили свои взгляды и стали говорить, что высшие власти — это Иегова и Иисус Христос. В 1961 г., когда президентом был Натан Норр, Общество еще раз изменило свое учение и вновь стало учить, что под высшими властями следует понимать человеческие правительства. Как же эти изменения увязываются с их учением о «новом свете»?

«Сторожевая башня» за 1 мая 1996 г. пытается объяснить различные толкования вопроса о высших властях, которых Свидетели Иеговы придерживались в разные годы. Под заголовком «Постепенно проясняется, кто такие «высшие власти», читаем: «В 1886 году Чарльз Тейз Рассел написал: «Ни Иисус, ни апостолы никоим образом не вмешивались в дела земных правителей… Они учили Церковь подчиняться законам и уважать имущих за их положение… платить назначенные налоги и не противиться установленным законам (Рим. 13:1-7; Мф. 22:21), за исключением случаев, когда государственные законы противоречат Божьим (Деян. 4:19; 5:29)»[6].

Далее в статье говорится: «Некоторые решили, что это означает абсолютное подчинение властям, вплоть до признания службы в армии во время Первой мировой войны. Но другие считали, что военная служба противоречит словам Иисуса: «Все, взявшие меч, мечем погибнут» (Матфея 26:52). Ясно, что была потребность в лучшем понимании вопроса христианского подчинения высшим властям»[7].

Процитированное заявление звучит несколько странно. Что это были за люди, которые «решили, что это означает абсолютное подчинение»? Уж конечно не те, кто читал писания Чарльза Тэйза Рассела. Обратите внимание, Рассел писал: «…не противиться установленным законам (Рим. 13:1-7; Мф. 22:21), за исключением случаев, когда государственные законы противоречат Божьим» (см. выше). Рассел ссылается на Деяния 5:29: «Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам…» Очевидно, что Рассел признавал и проповедовал относительное, а не абсолютное подчинение. Он считал, что в случае, когда Божий закон и законы человеческие противоречат друг другу, повиноваться следует Богу, а не людям.

Во времена Рассела последователям Сторожевой Башни было позволено служить в армии. Объяснялось это, однако, тем, что Рассел не видел никакого противоречия между Божьими законами и военной службой. Рассел наставлял своих последователей: «Заметьте, что в Писании нет ни одной заповеди против военной службы. Подчинение призыву должно напомнить нам о словах Господа: «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Правительство может принудить вас заниматься строевой подготовкой, но не может принудить вас убить врага. Вам не обязательно быть отличным стрелком…»[8]. Затем Рассел пишет: «Если дело дошло до сражения, мы более, чем все остальные, не должны бояться смерти, но мы, конечно же, должны будем остановиться, когда нам прикажут стрелять, ведь мы не можем, согласно божественному плану, стрелять в другое творение с намерением отнять у него жизнь. Если мы стреляем, то должны стрелять либо в воздух, либо в землю»[9]. Взгляды Рассела, позволяющие христианам служить в армии, не основывались на неверном понимании Римлянам 13:1, как утверждается в процитированной выше статье из «Сторожевой башни». Как мы уже убедились, Рассел правильно понимал принцип относительного подчинения и верил, что христиане должны «повиноваться больше Богу, нежели человекам».

Далее «Сторожевая башня» за 1 мая 1996 г. объясняет, как взгляды Общества относительно Римлянам 13:1 изменились через несколько лет после смерти Рассела: «В 1929 году, когда различные правительства начали вводить законы, запрещавшие то, что повелевает Бог, или требовать то, что запрещено законами Бога, сложилось мнение, что высшие власти — это, должно быть, Иегова и Иисус Христос*. Такой взгляд у Свидетелей Иеговы был в критический период — до и во время Второй мировой войны, а также в продолжение холодной войны с ее равновесием страха и постоянной боевой готовностью»[10] (знак «*» в этой цитате отсылает читателя к сноске, где дается ссылка на «Сторожевую башню» за 1 и 15 апреля 1929 г.).

Теперь мы можем оценить проблему, стоящую перед Сторожевой Башней. Поскольку в настоящее время они верят, что высшие власти в Римлянам 13:1 — это человеческие правительства, получается, что Общество заменило истинное учение ложным. В 1929 г. читатели «Сторожевой башни» были уведены от света во тьму. «Верный и благоразумный раб» не дал «нового света», но ввел ложное учение. Обществу Сторожевой Башни пришлось отказаться от принципа, предложенного Расселом: «новый свет» не может противоречить «старому свету» — потому что его «новый свет» (высшие власти — это Иегова и Иисус, а не человеческие правительства) противоречил «старому свету» Рассела (высшие власти — это человеческие правительства).

Каким-то образом, они должны решить и другую проблему, а именно показать, что их понимание последовательно развивалось. Для этого им нужно найти какие-то проблемы в учении Рассела. К их глубокому разочарованию, взгляды Рассела относительно Римлянам 13:1 были правильными. Таким образом, чтобы показать развитие своего понимания, они искажают точку зрения Рассела.

Еще одним неясным моментом вышеупомянутой статьи в «Сторожевой башне» является объяснение того, какие события привели к изменению учения Общества в 1929 году. В статье утверждается, что «различные правительства начали вводить законы, запрещавшие то, что повелевает Бог, или требовать то, что запрещено законами Бога». Довольно расплывчатое заявление. О каких законах идет речь? Какие страны? Это утверждение можно с равным успехом применить к любому периоду в истории человечества. Чем особенным отличался 1929 год? Действительно ли исторические события вынудили Общество пересмотреть свои взгляды, или это было лишь самовольное решение руководства?

Далее в той же самой статье говорится: «Обращаясь к прошлому, мы видим, что тогдашнее понимание, которое возвышало верховную власть Иеговы и Его Христа, помогало служителям Бога сохранять в трудное время бескомпромиссную нейтральную позицию»[11]. Мысль о том, что ложное учение может принести какую-либо пользу, вызывает беспокойство. Общество Сторожевой Башни проповедовало ложное учение и отстаивало взгляды, абсолютно не соответствующие Библии. Разве они выразили сожаление? Разве они сказали: «Мы опубликовали в журнале «Сторожевая башня» ложное учение, мы раскаиваемся в этом и просим у вас прощения?» Нет! Более того, они пытаются убедить читателей в том, что это лжеучение «помогало служителям Бога». Разве такого отношения мы должны ожидать от истинного «канала» Бога?

Со временем Общество Сторожевой Башни осознало, что его учение относительно Римлянам 13:1 неверно. Уже упоминавшаяся статья в журнале за 1996 год поясняет:

В 1961 году был завершен «Перевод Нового Мира Священного Писания» (англ.). Подготовка к нему требовала тщательного изучения языка оригинала. В результате скрупулезного перевода слов, употребленных не только в 13-й главе Римлянам, но и в стихах Титу 3:1, 2 и 1 Петра 2:13, 17, выяснилось, что под выражением «высшие власти» имеется в виду не Верховная Власть — Иегова и его Сын Иисус, — а людская власть. В конце 1962 года в статьях «Сторожевой башни» точно объяснялась 13-я глава Римлянам, и излагался более ясный взгляд, чем тот, которого придерживались при Ч. Т. Расселе. В статьях указывалось, что повиновение христиан властям не может быть абсолютным. Оно должно быть относительным и не должно приводить служителей Бога к конфликту с законами Бога. В последующих статьях «Сторожевой башни» этой важной теме уделялось пристальное внимание[12].

Но был ли этот взгляд более ясным, чем тот, которого придерживался Рассел? Или, что более серьезно, почему эта статья искажает подлинное учение Рассела относительно Римлянам 13:1? Почему Сторожевая Башня так хочет убедить своих читателей в необходимости более ясного понимания, тогда как Рассел и его последователи понимали Римлянам 13:1 совершенно правильно? Как мы уже видели, Рассел проповедовал относительное, а не абсолютное подчинение человеческим властям, что бы ни говорили сегодня Свидетели Иеговы! Они извращают исторические факты, чтобы скрыть противоречивость своих взглядов на высшие власти. Только так они могут надеяться избежать неминуемого вывода о том, что Общество Сторожевой Башни вовсе не является «каналом истины», как она себя именует.

Официальный журнал Общества объясняет, каким образом статьи, опубликованные в 1962 году, возвестили о новом понимании Римлянам 13:1. Но как была обнаружена ошибка? По их словам, работа над Переводом Нового Мира «требовала тщательного изучения языка оригинала». Предполагается, что эта работа была проделана в связи с изданием Перевода Нового Мира в 1961 году. Но и это объяснение не выдерживает критики.

Если некто утверждает, что он изучил текст какой-либо книги Библии (например, Римлянам), готовя ее перевод, естественно будет предположить, что это изучение было проведено до перевода книги. Ведь готовиться к переводу Послания к римлянам после издания этого перевода бессмысленно, не так ли? Когда же был закончен перевод Послания к римлянам?

«Перевод Нового Мира Священного Писания» (все 66 книг Библии) был действительно издан в 1961 году, однако «Перевод Нового Мира Христианских Греческих Писаний» (т.е. Новый Завет), включавший в себя Послание к римлянам, был издан в 1950 году. Таким образом, если доверять статье в «Сторожевой башне», получается, что руководство Общества обнаружило свою ошибку еще до 1950 года. Очевидно, что перевод Послания к римлянам уже был закончен к моменту издания «Перевода Нового Мира Христианских Греческих Писаний». Почему же Общество Сторожевой Башни признало ложность своих взглядов только спустя 12 лет?

В 1959 году Общество Сторожевой Башни выпустило книгу Jehovah’s Witnesses in the Divine Purpose, в которой излагалась история организации. В этой официальной публикации содержалось следующее заявление:

Было много ложных учений и обычаев, которые еще не вычищены из организации. Не все они были распознаны сразу, но постепенно, на протяжении последующих лет, стало очевидно, в каком вавилонском плену братья пребывали в то время. Значительно заблуждаясь, они принимали земные политические правительства за «высшие власти», которые Бог установил в соответствии с Римлянам 13:1[13].

И вновь на ум приходит вопрос: если помазанные лидеры Сторожевой Башни обнаружили свою ошибку девятью годами ранее, почему в 1959 году они назвали истину лжеучением? Вывод однозначен. Либо они изобрели приемлемое (но заведомо ложное) объяснение того, как была обнаружена ошибка, либо они сознательно проповедовали ложное учение в течение нескольких лет.

Сторожевая Башня не соответствует предложенным ей же самой стандартам. Изменения в толковании 13-й главы Римлянам необъяснимы, хотя Рассел настаивал, что новый свет никогда не будет противоречить старому. Поскольку, по стандартам современной Сторожевой Башни, Рассел придерживался правильных взглядов на этот вопрос, изменения, внесенные Ратерфордом, увели Общество от света во тьму. Это полностью противоречит принципу постепенного откровения. Сторожевая Башня идет даже на искажение истории, чтобы скрыть противоречия в своих учениях. Статья в «Сторожевой башне» 1996 года также наглядно свидетельствует, что помазанное руководство Свидетелей Иеговы либо сознательно проповедовало заведомую ложь в течение 12 лет, либо подделало историю, пытаясь найти приемлемое объяснение того, как была найдена ошибка. Это не оставляет камня на камне от претензий Общества Сторожевой Башни на роль единственного Божьего канала возвещения истины.

Библия, а не Сторожевая Башня, была и остается единственным надежным источником Божией истины. Мы призываем Свидетелей Иеговы доверять Библии, а не организации. Только сравнивая учения Общества с учением Библии, они смогут понять истину и отвергнуть пустые претензии этой организации, не заслуживающей никакого доверия.

ССЫЛКИ

  1. Познание, ведущее к вечной жизни (1995), сс. 160-161.
  2. Священное Писание. Перевод архимандрита Макария (1996), с. 754.
  3. Сторожевая башня, 15 марта 2000, с. 10.
  4. The Watchtower, май 1881, с. 188.
  5. The Watchtower, 1 декабря 1981, с. 27.
  6. Сторожевая башня, 1 мая 1996, с. 12.
  7. Сторожевая башня, 1 мая 1996, с. 13.
  8. The Watchtower, 1 августа 1898, с. 2345.
  9. The Watchtower, 15 апреля 1903, с. 3180.
  10. Сторожевая башня, 1 мая 1996, с. 13.
  11. Сторожевая башня, 1 мая 1996, с. 13.
  12. Сторожевая башня, 1 мая 1996, сс. 13-14.
  13. Jehovah’s Witnesses in the Divine Purpose (1959), р. 91.

ВНИМАНИЕ! 20/04/2017 г. решением ВС РФ деятельность религиозной организации «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» и всех его региональных 395 отделений признана экстремистской и запрещена на территории России.

Центр Апологетических Исследований

191186 Санкт-Петербург; а/я 100; Россия

© 2024 Центра Апологетических Исследований (ЦАИ) www.apologetika.ru / russia@apologetika.ru

«Христианская апологетика» — приложение для Андроид предоставляет доступ к материалам сайта Apologetika.ru. Вы можете ознакомится с архивом публикаций Центра апологетических исследований и обратиться к сотрудникам ЦАИ со своими вопросами.
«Апологетическая Библия» — приложение для Андроид, в котором вы найдете объяснение трудных библейских текстов и опровержение ложных толкований. Комментарии сгруппированы по темам, авторам, культам и библейским отрывкам.
Telegram канал ЦАИ – новости из мира культов, апологетические материалы, ссылки на новые публикации и объявления о мероприятиях Центра апологетических исследований.